Работа дизайнера – это не только воплощение ваших предпочтений в дизайне интерьера, а помощь в формировании хорошего вкуса в домашней обстановке.
Независимо от стиля в России в первую очередь ценят эффектность, «насыщенность», дороговизну (только во внешнем виде) интерьера. Для нас интерьер – это способ самовыражения, возможность раскрыть себя. Что же касается, например, европейских заказчиков, то они рассматривают интерьер как место для максимально комфортного времяпрепровождения, поэтому больше внимания уделяют экологичности и натуральности материалов, отдают предпочтение практичности перед эффектностью. В большинстве российских интерьеров не «вкусно» используются не какие-то определенные детали или элементы, а, скорее, их чрезмерное обилие. Перенасыщенность , недостаточная сдержанность и недостаточная элегантность, ощущение, что в помещении (квартире, доме, ресторане) не остается ни одной чистой плоскости – каждая часть стены, пола, потолка обязательно декорирована, занята, задействована – главная проблема российских вкусовых предпочтений. А ведь символ элегантности — маленькое черное платье Коко Шанель.
Например, можно сделать помещение полностью в дереве и поставить стильный диван. Это будет роскошь для европейцев, т.к. они сразу опознают дорогой дизайн: дерево — это дорогой материал, а диван — от дизайнера с мировым именем. Если российский человек увидит этот же интерьер, он подумает, что это просто комната, отделанная неким натуральным материалом, с диваном. А если ему покажут комнату, которая изобилует дорогим декором из дерева в виде панелей с багетами и колонн и позолотой — вот это в большинстве случаев будет считаться роскошью. Такое восприятие является частью исторически сложившегося менталитета российского общества. Но здесь, прежде всего, важно, о какой целевой аудитории идет речь: заказчики, проживающие большую часть времени за границей или — в России. Заказчик с европейским менталитетом уже считает, что элегантный интерьер ценится намного выше, чем интерьер с позолоченными кессонами и хрустальной люстрой. Он уже по-другому чувствует дизайн.
При создании жилья обывателем используется только жизненный опыт, какой есть, из окружения, в котором выросли. А росли мы в советское время массовой стандартизации, когда уже был изжит класс ремесленников производящих вещи для себя и со вкусом, передаваемым по наследству. Соответственно мы получили то, что главенствующей мыслью при обустройстве жилья стало желание получить «одобрение» от родственников и гостей и без разницы, что интерьер не отличается изысканной элегантностью, не максимально комфортен и экологичен, что затрачено много усилий и средств на создание картинки «по-богатому».
Попробуй покритикуй такой интерьер. Сразу услышишь в ответ: «А мы и не хотели как в журнале, мы хотели как удобнее». Это ложь. Хотели именно как в журнале – чтобы, входя в дом, гости ахали. Только поэтому наворотили ГК-конструкции, ниши, точечные светильники в каждом свободном углу и, конечно, только ради удобства запихали джакузи между унитазом и стиральной машинкой. Поэтому использовали обилие подделок: ламинат под массив, пластик под красное дерево, гипс под мрамор и плитка под малахит. Они точно знают: «Яркие цвета надоедают» и «От цвета сильно устаешь», поэтому свой ремонт делают в унылой бежево-коричневой гамме, подбирая якобы в тон мебель и аксессуары. Вопрос «А вы когда-нибудь уставали в цветущем саду?» ставит в тупик. Желание «ахового» интерьера рождает любовь ко всему блестящему, желательно с золотым оттенком. Ручки дверей, ободки точечных светильников, крючочки и замочки, цветочки на обоях – все будет сверкать, как во дворце. Шторы непременно из самой блескучей органзы, во всех комнатах и даже на кухне. И побольше зеркальных шкафов-купе, хотя бы в коридоре и спальне, чтобы дом был не похож на лачугу нищего. Плюс еще где-то было написано, что зеркала расширяют пространство.
Когда-то у этого стиля было четкое название «евроремонт». Однако наши граждане чаще стали бывать в Европах, да и европейцы чаще приезжают к нам. Выяснилось, что евроремонт к Европе имеет такое же отношение, как и наш «фэн-шуй» к Китаю.
Масштабно — это не изменить. С трудом представляю, чтобы в интерьерных журналах, на ТВ дружно стали пропагандировать хороший вкус и не показывать ни одной ГК-конструкции. Чтобы прагматично в интерьере пытались достичь максимальной функциональности, например, для американцев объединять кухню с гостиной абсолютно нормально, у скандинавов невозможно встретить ненужной мебели или деталей, а по мнению японцев, именно пустота является доказательством стильного интерьера, а все лишнее сильно портит внешний вид дома.