Народные ремесла в г. Казань — это ювелирное искусство и золотное шитье, кожаная мозаика, тамбурная вышивка и закладное ткачество, деревообработка и валяльно-войлочный промысел. Благодаря традициям и сохранившимся изделиям, выполненным руками мастеров прошлого, получили развитие ремесла, известные своей оригинальностью и популярностью. Секреты мастерства народных промыслов передавались из поколения в поколение. Создавая новое произведение, настоящий мастер не только опирался на опыт прошлых веков, но и старался найти свое оригинальное решение.
В наши дни в г. Казань возрождаются лучшие традиции народных художественных промыслов. Сохраняя преемственность, народные мастера создают произведения искусства, соответствующие новым формам быта, широко используя при этом национальные орнаменты и традиционную технику.
Столярное ремесло — производство разнообразных изделий из дерева — орудий труда (вилы, цепы, грабли, лопаты, сохи, бороны, ступы, ткацкие станки), предметов домашнего обихода (полки, посудники, вешалки), мебели (сундук, буфет, шкаф, диван , кровать, стул, стол), прикладных элементов жилья и хозяйственных построек ( парадные двери, межкомнатные двери, оконные рамы).
О наличии в искусстве булгар резьбы по дереву говорит интересная находка в Билярске, представляющая собой дубовую облицовочную накладку (хранится в ГМТР). Лицевая сторона ее украшена по бордюру резным, растительного характера орнаментом спиралевидного очертания (рис. 9). Подобный мотив является типичным для булгарского орнамента (бронзовые зеркала и другие металлические изделия). Датируется крышка XII в. (Калинин, 1959). Находка свидетельствует о высоком уровне художественной обработки дерева у булгар.).
Развитие искусства обработки древесины неразрывно связано с развитием зодчества. Наряду с усовершенствованием техники строительства деревянных сооружений развивалось производство мебели и дверей. Столярно-мебельные изделия в современном смысле слова появились не сразу. Их формы и конструкции менялись вместе с изменением хозяйственного и культурного уклада жизни народа. Формы, конструкции, характер украшений, материалы, применяемые для изготовления столярно-мебельных изделий, и способы их обработки видоизменялись в течение многих веков.
Основная часть предметов изготавливалась в Казани, или селах и деревнях, где повсеместно бытовали ремесленные мастерские. Гнутую мебель (стулья, кресла-качалки, диваны) изготовляли в 15 деревнях Козмодемьянского уезда, в основном русскими мастерами, а также в деревне Сарды-Касак Чебоксарского уезда. Изготовление железных и медных кумганов (кувшинов) для внутреннего рынка и для экспорта производилось татарскими жителями в деревнях Лаишевского уезда. Серебряные ювелирные изделия делались в Рыбной слободе. Столярный промысел, выделка дверей — в деревне Верхней Арташи. Ткацко-прядильный и красильно-набивной промысел в деревнях Цивильского уезда
Можно выделить характерные архитектурные элементы интерьера татарского деревянного городского дома:
Стены: сосновые срубные, обшитые тесом, или цветными обоями завешивались коврами, нарядными одеждами; шамаилами, зеркалами, часами, настенными люстрами;
Иногда расписывались масляными красками
Оконные проемы: прямоугольной или усложненной формы стеклились простыми и цветными стеклами Переплеты имели усложненную криволинейную форму. На подоконниках ставились цветы: герань, бальзамин, базилик.
Потолки: досчатые, или оштукатуренные, иногда с расписными плафонами, иногда украшались люстрами.
Полы: досчатые (иногда паркетные) устланные бухарскими, персидскими, или самодельными коврами (кошмой).
Перегородки: досчатые, которые могли разбираться на время большого приема гостей.
Печи: традиционные татарские (с вмазанным котлом) в кухнях и голландские в жилых комнатах, нередко с изразцовой облицовкой.
Лестницы: деревянные с перилами, балясинами.
Двери: дубовые двустворчатые филенчатые, или с неглубоким скромным резным орнаментом.
Мебель: традиционная: сундуки, саке; табын – низкий круглый стол, вокруг которого сидят на подушках; европейская — столы, стулья, диваны, шкафы для посуды, одежды, книг.
С 1870 г. в Казанской губернии
По данным 1872 г., всего в городах Казанской губернии насчитывалось 6644 ремесленника. Наибольшее число ремесленников было сосредоточено в Чебоксарах (1 ремесленник на 11 жителей), в Арске (1 ремесленник на 12 жителей), в Казани (1 ремесленник на 17 жителей). По нашим подсчетам, доля городских ремесленников, занятых обработкой дерева, составляла 16,38 % от общего количества ремесленников. Из них столяры и паркетчики занимали 49 %, плотники – 29 %, экипажники и бондари – по 10 %, токари – 2 %. [Казан. губ. ведомости. 1872. 22 апр.]
Видное место среди неземледельческих занятий сельского населения Казанской губернии также занимали разнообразные древодельные производства. Промыслы, связанные с обработкой древесины, по назначению изделий подразделялись на несколько самостоятельных групп. Источники того периода приводят классификацию деревообрабатывающих производств. Можно выделить следующие основные группы: экипажное, бондарное, столярно-токарное, щепное, рогожное и кулеткацкое, сухая перегонка дерева и углежжение. Развитию промыслов по обработке дерева способствовало наличие хвойных и лиственных лесов
Столярный промысел получил широкое распространение в Казани и был распределен достаточно равномерно. Ленчики (деревянный остов), седла, сиделки, оконные рамы, двери для киргизских палаток производились в татарских деревнях Петропавловской волости (Верхний Арбаш, Уркуш, Туркаш, Новая Чабья) Мамадышского уезда. Производство седел и сиделок в Казанской губернии имело небольшое территориальное распространение. В одной корреспонденции начала XX в. отмечалось: «…в трех деревнях – Верх. Арбаш, Туркаш, Верх. Чабья – изготовляют в год до 5000 седел» [Там же: 48]. Производимые в этих краях изделия имели целью удовлетворять спрос калмыков и киргизов, сбывались скупщиками и продавались на Ирбитской и Ханской ярмарках. Столярный промысел принадлежал к числу лучше оплачиваемых. Сельский столяр, работающий самостоятельно, мог заработать в месяц до 25 руб. Заработок нанятых столяров был значительно ниже: 10 руб. в месяц [Там же: 77].
Таким образом, в выделенных татарских дореволюционных деревнях деревообрабатывающие народные ремесла представляли собой крестьянское мелкотоварное производство. Для определенной части татарского крестьянства к началу XX в. кустарные промыслы становятся важным источником дохода. Столярный промысел, который требовал мастерства, являлся наиболее прибыльным.